Джецун Драгпа Гьялцен — «Наставления о «Свободе от четырех привязанностей»

2

Наставления о «Свободе от четырех привязанностей»
(rje btsun grags pa rgyal mtshan gyis mdzad pa’i zhen pa bzhi bral bzhugs so)
Джецун Драгпа Гьялцен

Да даруют мне свои благословения добрые гуру и сострадательные божества-идамы,
в которых я от всего сердца принимаю прибежище!

Нет нужды поступать вопреки Дхарме. Что же касается того, как поступать в соответствии с Дхармой, внимай наставлениям о «Свободе от четырех привязанностей»!

Здесь – поклонение и обещание объяснить данные наставления.

Если ты привязан к этой жизни, ты не являешься последователем Дхармы.
Если ты привязан к трем мирам [самсары], ты не обладаешь отречением.
Если ты привязан к собственному благу, ты не обладаешь бодхичиттой.
Если же у тебя возникает цепляние [за самость], то ты не обладаешь воззрением.

Чтобы оставить привязанность к этой жизни, необходимо отказаться от нравственного поведения, слушания, размышления и созерцания, совершаемых ради получения благ в этой жизни.

Прежде всего, нравственное поведение объясняется как то, что наделено корнем достижения высших миров; как лестница, ведущая к освобождению; как противоядие, устраняющее страдание.

Не существует способа достичь освобождения, не полагаясь на нравственность. Поведение того, кто привязан к этой жизни, наделено корнем достижения восьми мирских дхарм, ревностью к обладающим нравственностью, лицемерием по отношению к собственной нравственности и семенем рождения в нижних мирах. Такое ошибочное поведение нужно оставить!

Тот, кто свершает слушание и размышление, обладает сокровищем познания существующего, светильником, рассеивающим неведение, знанием пути, по которому следует вести существ, и семенем дхармакаи.

Не существует способа достичь освобождения, иначе как полагаясь на слушание и размышление. Слушание и размышление привязанного к этой жизни преисполнены раздувания гордости, презрения к менее опытным в этих практиках, ревности к преуспевшим в них, поиска почитателей и роскоши, а также корня достижения нижних миров. Слушание и обдумывание восьми мирских дхарм следует оставить!

Личности, практикующие созерцание, обладают противоядием, устраняющим клеши, корнем завершения пути к освобождению, богатством постижения природы ума и семенем достижения состояния будды.

Не существует метода достижения освобождения, иначе как полагаясь на созерцание. Созерцающий ради благ в этой жизни постоянно занят, хотя и живет в уединении; он занят пустой болтовней, когда читает молитвы, высмеивает тех, кто занят слушанием и размышлением, и завидует, если другие занимаются созерцанием; его же собственное созерцание подобно фантазии. Концентрацию на восьми мирских дхармах необходимо оставить!

Изложенное выше находится в согласии с «Абхидхармакошей», где говорится: «Овладевший слушанием и размышлением, основанными на нравственности, полностью готов к созерцанию». Таким образом, здесь прямо показывается разграничение абсолютных и относительных целей, а косвенно указывается способ осмысления смерти и непостоянства, а также трудности достижения благ и свобод человеческого рождения.

Чтобы достичь нирваны, откажись от привязанности к трем мирам. Для отсечения этой привязанности памятуй о недостатках самсары.

Страдание страдания — это страдание трех нижних миров. Если как следует о нём задуматься, уже можно прийти в трепет; если же придётся на самом деле с ним столкнуться, его будет невозможно вытерпеть.

Кто не достиг добродетели отречения, тот из любого места пребывания устремляется в нижние миры. Положение таких существ безысходно.

Через размышление о страдании изменения осознают, что из высших миров существа нисходят в нижние, Шакра рождается обычным человеком, солнца и луна темнеют, а король рождается слугой.

Хотя вера в это основана на Слове, и обычные люди не могут постичь это прямо, однако перемены, происходящие с людьми, можно увидеть самому: богатый становится бедным, сильный становится слабым, на месте многих остается один, и так далее — это потрясает воображение!

Через размышление о страдании обусловленной природы всех феноменов осознают всепронизывающую природу кармы: многие и немногие подвержены страданию, также богатые и бедные.

Человеческая жизнь истощается приготовлениями, и ни один человек не успевает завершить их к моменту своей смерти. И даже во время смерти приготовления продолжаются: теперь это приготовления к следующей жизни. Отчаянно положение привязанных к самсаре, которая есть лишь скопище страданий!

Здесь прямо показаны недостатки самсары; а надлежащие действия и объекты отвержения косвенно показаны в соответствии с законом причины и следствия.

Освободившись от привязанностей, достигают нирваны. Когда достигают нирваны, достигают блаженства. Эта доха о свободе от четырех привязанностей.

Нет блага в освобождении, достигаемом лишь для себя самого, поскольку все существа трех миров — это наши родители. А покинуть страдающих родителей, желая лишь собственного блаженства, — вот поступок, достойный презрения!

Пусть для меня созреют все страдания трех миров, а плоды моих добродетелей пусть созреют для всех живых существ! Силой этой добродетели да достигнут все существа состояния будды!

Здесь косвенно показано сосредоточение на любящей доброте и сострадании, которые есть причины, а прямо показан обмен себя на других, что является плодом.

В каком состоянии ни пребывай, нет освобождения через цепляние за природу дхарм, а именно: цепляние за существование не приводит к освобождению, цепляние за не-существование не приводит в высшие миры, цепляние же и за то, и за другое есть плод неведения. Оставайся в естественной недвойственности!

Здесь показан метод оставления ума в состоянии недвойственности через отвержение воззрений этернализма и нигилизма.

Совокупность дхарм есть сфера ума. Не ищи творца в четырех элементах, случайности, Ишваре или чём-то ином, но естественно пребывай в природе самого ума!

Здесь показаны ступени общего пути бодхисаттвы-читтаматрина. Далее объясняется особый махаянский путь мадхьямика.

Явления по своей природе подобны магической иллюзии и возникают взаимозависимо. Не будучи способным описать их естественное состояние, пребывай в невыразимом!

Здесь косвенно указан метод практики шаматхи, а прямо – метод практики випашьяны: установив, что все видимые явления порождены умом, подобны иллюзии, не имеют самобытия, возникают взаимозависимо и невыразимо, следует созерцать единение, естественную простоту без каких-либо концептуальных построений.

Силой добродетели от объяснения «Свободы от четырех привязанностей» да достигнут состояния будды все семь видов живых существ!

Здесь выполнено посвящение заслуг и указан его плод.

Эти наставления о «Свободе от четырех привязанностей» составлены йогином Драгпа Гьялценом в монастыре Пэл Сакья.